Одной из главных интриг года несомненно стала гонка контроллерных вооружений. За Nintendo, предложившей аудитории новую систему игрового управления в 2006 году и немало на этом заработавшей, бросились в погоню Microsoft и Sony. В итоге осенью на рынок вышли, соответственно Kinect и PlayStation Move. Согласно данным, озвученным упомянутыми компаниями, к концу ноября (то есть, на протяжении 2,5 месяцев) отгружено 4,1 млн единиц Move, а Microsoft за 25 дней реализовала 2,5 млн единиц Kinect. Надо сказать, что по мнению публики и многих обозревателей среди стартовых линеек игр, поддерживающих обе технологии, не было истинных killer apps.
От разговора про Kinect и Move наиболее естественным представляется переход к рассуждениям на тему заката эры Wii и ухудшения финансовых показателей Nintendo. И действительно, впервые за последние семь лет в ее отчетах были зафиксированы не прибыли, а убытки. А по объемам продаж на американском рынке, согласно последним ежемесячным данным NPD Group, домашняя консоль от «большой Н» уступила лидерство Xbox 360, хотя по глобальной install base Wii все же пока недосягаема — в ее активе около 80 млн устройств, в то время как у Xbox 360 и PS3 эта цифра не дотягивает до 50 млн.
Однако в минувшем году Nintendo поминали не только в связи с определенными неудачами. Она наделала немало шуму своим анонсом новой портативной игровой системы 3DS, обеспечивающей стереоэффект без использования специальных очков. Правда, многие ожидали, что карманная консоль выйдет в продажу к Рождеству, однако Nintendo разбила все надежды, объявив, что старт состоится весной 2011 года. Компания полагает, что за время, остающееся до релиза, она как раз успеет «отполировать» консоль: решить все вопросы, связанные с «железом», и «довести до ума» игры, предназначенные для стартовой линейки. Кстати, из-за того, что дебют 3DS назначен на весну, в минувшем предрождественском сезоне существенно упал спрос на портативные игровые системы, поскольку целевая аудитория находится в ожидании.
Тем временем в минувшем году выход на рынок планшета iPad и развитие платформы Android неслабо подстегнули и без того неплохо себя чувствовавший сектор мобильных игр. На мобильной сцене появились первые истинные хиты. Так, количество продаж безумно аддиктивной Angry Birds (iOS, Android) от Rovio превысило 50 млн копий. Нельзя не упомянуть и прекрасные результаты, показанные отечественным продуктом Cut the Rope.
Отмеченный нами в прошлогоднем итоговом материале стремительный рост сектора социальных игр продолжился. Более того, сообщения о «социалках» стали появляться в нашей ленте новостей едва ли не чаще, чем о разработке и издании традиционных «больших» игр. И, безусловно, главным поставщиком новостей на этот счет на протяжении всего года была компания Zynga. Здесь и бесконечная череда сообщений о ее приобретениях, и о новых помещениях, и, в конечном итоге, в финале года, феноменальный старт нового продукта CityVille, показавшего рекордные результаты по скорости привлечения пользователей. И хотя говорят, что «Zynga — это не про игры, а про маркетинг» (с чем трудно не согласиться), она заняла подобающее место в элите игровой индустрии. Согласно недавним оценкам по стоимости капитализации она уже превзошла Electronic Arts. Кстати, самые крупные сделки по купле/продаже компаний были зарегистрированы именно в индустрии социальных развлечений. Как вы помните, в июле империя Диснея приобрела Playdom, выложив в общей сложности 763 млн долларов. А японская фирма DeNA, специализирующаяся на мобильных социальных играх, приобрела ngomoco за 400 млн долларов.
Уместно будет напомнить и о том, что игровая индустрия, а в особенности сектор социальных игр, находятся в зоне пристального внимания венчурных капиталистов. Общая сумма инвестиций в игровые компании в 2010 году составила 1,05 млрд долларов, что на 58% выше, чем в предыдущем году. Уже упоминавшаяся Zynga получила 150 млн, столько же инвестировано в ZeniMax Media, родительскую компанию известного разработчика и издателя Bethesda.
Самым громким скандалом года несомненно стала многосерийная история «развода» руководителей орденоносной Infinity Ward Винса Зампеллы и Джейсона Уэста с Бобби Котиком и Ко. (то бишь Activision) и последовавшего за ним исхода сотрудников IW. Начавшаяся еще весной, она по-прежнему периодически всплывает на первые строчки в новостных лентах. Последний раз всплеск новостей на эту тему зафиксирован совсем недавно, в декабре, когда Activision добавила Electronic Arts в качестве ответчика к иску против Зампеллы и Уэста. Как известно, после ухода из IW они организовали новую компанию Respawn Entertainment, которая тут же подписалась с EA. Но, как бы там ни было, скандал не помешал компании Котика заработать более миллиарда долларов на новой итерации франшизы Call of Duty, изготовленной на сей раз студией Treyarch, хотя публика и критики отмечают, что по уровню новая игра все же несколько слабее своей предшественницы. Не будем также забывать, что Activision подписала долгосрочный контракт с одной из самых знаменитых девелоперских студий — Bungie, освободившейся от Microsoft и франшизы Halo.
Еще один скандальчик закатили под занавес года легендарные изобретатели жанра «гитарных игр» из Harmonix, обвинившие Viacom в махинациях и невыплате полагавшихся роялти и бонусов. Добавим, что кроме того, Нarmonix по сути дела сама себя выкупила у Viacom и будет продолжать работу над франшизами Rock Band и Dance Central уже в статусе независимого разработчика.
Живую реакцию у простых геймеров и аналитиков вызвала утечка перспективных планов Blizzard на ближайшие годы. Среди прочей информации в документе значилась MMO Titan и руководству компании пришлось признать, что этот проект действительно находится в работе.
В телеграфном стиле отметим еще несколько трендов, проявившихся в уходящем году:
- Дальнейшее развитие игровых облачных сервисов
- Стабильный рост оборота в секторе цифровой дистрибуции
- Переход многих прежде подписных MMO на модель free-to-play
Отчеты NPD Group, GfK, MediaCreate и других исследовательских фирм по рыночным итогам 2010 года в различных регионах будут обнародованы в начале нового года. Однако, судя по всему, индустрии не удастся превзойти прошлогодние показатели. К примеру, по прогнозам NPD, суммарный оборот на американском консольном рынке будет лежать в пределах 18,8-19,6 млрд долларов, что на 3-7% меньше, чем годом ранее. Так что подождем окончательных результатов и тогда, возможно, подготовим вторую часть дайджеста, посвященную прежде всего цифрам.
Статья взята с сайта http://www.dtf.ru